Мой брат Ларри.
Текст Джеральда Даррелла.
Я понимаю, что писать о моем брате Ларри — примерно
как идти по минному полю. Когда-то я издал книгу, в которой он был одним из
центральных персонажей. Я хотел написать вполне невинный и, как я надеялся,
забавный шарж. К моему огорчению, кое-кто усмотрел в этом злобный выпад. Дошло
до того, что один литературный мэтр (и большой поклонник Ларри) спросил его,
намерен ли он “реагировать”. Ответ был вполне в духе моего брата: не моргнув
глазом он сказал, что вызвал меня на дуэль в Гайд-парке, но был вынужден ее
отменить, поскольку его не устроил мой выбор оружия — кобры, к которым он
издавна питает необъяснимое отвращение.
О Ларри-писателе я судить не берусь; о Ларри— спорщике, остряке и мистификаторе
я могу говорить вполне компетентно. В споре он настолько напорист и изворотлив,
и уже через несколько минут вы с изумлением обнаруживаете, что почва ушла у вас
из-под ног и вы отчаянно защищаете ту самую позицию, которую хотели
опровергнуть.
Дураков он выносит с трудом, ну а когда они его по-настоящему разозлят, достает
из своего речевого арсенала острую, как клинок, фразу и разом заставляет их
умолкнуть. Однажды на приеме он целых полчаса довольно добродушно терпел некую
особу с мушиными мозгами, сплетавшую вокруг него паучью паутину лести. Но потом
она допустила роковой промах, поинтересовавшись его работой. “Вы сейчас
что-нибудь пишете?” — спросила она, дрожа от нетерпения. С тем же успехом можно
было бы спросить врача о том, кого он лечит. Ларри неохотно признался, что
работает над книгой. Надо было обладать поистине слоновьей толстокожестью,
чтобы не остановиться, но дама в порыве слепого восторга лезла напролом.
Заглавие — это так важно, верно? Как будет называться его новая книга? Этого
Ларри уже не мог стерпеть. “Я назову ее... “Не сейчас... муж смотрит”.
Он обладает удивительной способностью внушать людям веру в себя. За всю мою
жизнь я ни от кого другого не получал такого горячего ободрения, как от него, и
если я чего-то добился, то не в последнюю очередь — благодаря его поддержке.
Тонизирующее действие его слов распространяется не только на меня. Помню,
как-то раз в Лондоне Ларри пришел ко мне в гостиницу — за пазухой у него была
предусмотрительно припрятана бутылка бренди. Мы уселись в обветшавшем
викторианском холле, где дежурил ночной портье, и приступили к уничтожению
бренди. Проведя ловкий блиц-опрос, Ларри через пять минут выяснил, что портье
лелеет тайную мечту проехать по Африке на велосипеде, но не верит в
осуществление этого честолюбивого замысла. Огорченный его пораженчеством, Ларри
немедля взялся за дело. Полчаса он рассуждал о велосипедном путешествии по
Африке с таким заразительным пылом, что можно было подумать, будто это и его
заветное желание. Мои слабые попытки указать на отдельные недочеты в его
аргументации (“Вода в Сахаре не проблема, если знаешь, где искать”) отметались
в сторону. Когда он кончил, не только у портье, но и у меня не осталось никаких
сомнений, что велосипедная прогулка по Черному континенту — самая чудесная и
простая вещь на свете. Ларри еще не успел уйти, как портье засел за составление
списка походного снаряжения (особо прочные шины, запасные камеры); его глаза
горели энтузиазмом. Насколько мне известно, человек этот до сих пор работает
ночным портье, но в тот день он на несколько ослепительных часов превратился в
Стэнли, Ливингстона, Бёртона и Сесила Родса в одном лице.
Щедрость Ларри нередко принимает и более материальные формы. Помню, мы с ним
зашли в один паб в Сохо и встретили там какого-то несчастного, потрепанного
поэта, глубоко удрученного тем, что за целый год его ни разу не напечатали.
Поэт он был плохой, но Ларри это ничуть не смутило: он обработал бедолагу по
полной программе, и через час тот буквально сиял от самодовольства. На прощанье
Ларри — хотя с деньгами у него тогда было очень туго — выписал поэту небольшое
вспомоществование: чек на пять фунтов. Ларри тратит деньги очень осторожно, но
раздает их с необыкновенной щедростью — именно раздает, никогда не дает в долг
— и часто больше, чем может себе позволить. В прошлом году он приехал на
Рождество ко мне в зоопарк в Джерси и без памяти влюбился в нашего льва. Он
подробно расспросил меня об условиях его содержания, я сказал, что клетка
неплохая, хотя и маловата. Мы хотели бы поставить другую, побольше, и подобрать
льву пару, но у зоопарка пока нет на это средств. Немного спустя Ларри прислал
мне чек “на новую клетку для льва”. Я усматриваю в этом первые проблески
интереса Ларри к естествознанию — и, разумеется, намерен всячески их поощрять.
Одно из самых замечательных, на мой взгляд, свойств Ларри — самоирония. После
войны я приехал к нему на Кипр, где он возглавлял информационное агентство. Как
раз тогда достраивалось новое здание для этого агентства, и Ларри с глубочайшим
интересом следил за ходом строительства. Когда наступил торжественный день и
долгожданный переезд наконец состоялся, я зашел посмотреть, как Ларри устроился
на новом месте. Он сидел в необъятном зале за столом размером с бильярдный и
просматривал почту. Вид у него был чрезвычайно внушительный — настоящий
финансовый магнат. Распечатав очередной конверт, он тяжело вздохнул и сказал:
“Прибыль от последнего моего сборника составляет пять фунтов одиннадцать с
половиной шиллингов. Надо следить за этим, не то и оглянуться не успеешь, как
дойдет до шести”. Моя первая книжка вышла одновременно с книгой Ларри и в том
же издательстве. Во всех воскресных газетах напечатали анонс с громким
заголовком: “Головокружительный взлет братьев Даррелл”. Я показал газету Ларри
— он внимательно прочел объявление и бросил на меня торжествующий взгляд:
“Поздравляю. Мы выступаем с цирковым номером: парим над ареной на высоте 300
футов в обтягивающих трико с блестками. Ты срываешься в воздушную бездну, а я,
повиснув на трапеции вниз головой, пытаюсь сфокусировать взгляд, чтобы успеть
схватить тебя за ноги на лету”.
Он владеет тем же искусством, что и Уайльд, Сидни Смит и другие выдающиеся
мастера устного жанра: взяв самое рядовое событие, превратить его при помощи
умелой отделки, неожиданного ракурса и горстки сравнений в нечто такое, отчего
слушатели буквально умирают со смеху. Перед выходом в свет очередного тома
“Александрийского квартета” Ларри говорил, что планирует следующую рекламную
акцию: наша мама, облаченная в бикини из шкуры леопарда, выедет на
Трафальгарскую площадь верхом на верблюде — комизм рассказа достигал такого
накала, что под конец вам казалось, будто все это происходит на самом деле и у
вас на глазах.
У меня была секретарша, которая панически боялась встречи с Ларри, хотя я изо
всех сил убеждал ее, что он не людоед. Настал день рокового свидания. Я знал,
что беспокоиться нечего — девушка была исключительно хороша собой:
зеленоглазая, с каштановыми волосами и кожей цвета персика со сливками. Ларри
хватило одного взгляда: он немедленно включил обаяние на 50 миллтонов вольт и принялся
уверять ее, что Тициан переворачивается в гробу из-за того, что лишен
возможности написать ее портрет. Два часа напролет Ларри занимался только ею,
попутно вливая в себя неимоверное количество моего вина. Когда он наконец ушел,
я сказал: “Ну что, все оказалось не так уж страшно?” — “Еще бы, — восторженно
воскликнула она, — нисколько не страшно, только... он всегда такой трехмерный?”
Очень точную, на мой взгляд, характеристику его ораторского мастерства дала
одна юная дама, которая однажды, когда Ларри гостил у нас на Рождество, три
часа просидела у его ног, завороженно слушая его разглагольствования. Я потом
спросил у нее, о чем он говорил, и из ее ответа вы поймете, какой колдовской
силой обладают речи Ларри.
“Понятия не имею, о чем он говорил, — сказала она, — но готова слушать его
часами”.